Журнал «Костюмология»

Денисова Ольга Игоревна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Конструирования и технологии швейных изделий»
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: ipolgadenisova@yandex.ru
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=310313

Аннотация. Исходя из анализа маркетинговой роли униформы и обновленных требований к содержанию технического задания, выявлено, что основным проектным фактором, который необходимо учитывать при поиске функционального композиционного решения объемно-пространственной структуры униформы, является видение внешнего вида сотрудников заказчиком. На основании структурирования этапов проектной деятельности в соответствии с отечественной и международной практикой разработки новой продукции, а также с учетом особенностей теоретической модели разработки корпоративной униформы, создан алгоритм ее проектирования, отражающий аспекты взаимодействия с заказчиком – организацией, где вводится дресс-код. С этой целью, на этапе планирования, помимо анализа уже существующей айдентики и конкурентной среды в сфере ведения деятельности организации-заказчика, производится конкретизации задач и требований к униформе исходя из гипотез и действий, выдвинутых в рамках реализации теоретической модели. Также в алгоритме отражены процессы синтеза концептуальных подходов и вариантных рядов композиционных решений с учетом возможности расширения глубины и широты разработанного ассортимента для охвата планируемого размерного рядя, возрастных и гендерных групп и прочего, включая специальные требования контингента заказчиков. Исходя из результатов оценки вариативных рядов корпоративной униформы с позиции видения компании (с привлечением заинтересованных в реализации дресс-кода лиц) и возможных проблем на этапе изготовления униформы в условиях производства, в алгоритме предусмотрены итерации для доработки проектных решений. На завершающем этапе реализации алгоритма, в соответствии с предложенной теоретической моделью проектирования униформы, производится сравнительный анализ ситуации «до» и «после» введения обновленной/вновь созданной корпоративной одежды путем расчета количественных показателей эффективности выдвинутых ранее проектных гипотез.

Ключевые слова: дресс-код; фирменный стиль; последовательность; этап; дизайн; метод; маркетинговая модель; гипотеза

12.08.2019

Коровко Андрей Александрович
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
академия им. А.Л. Штиглица», Санкт-Петербург, Россия
Аспирант
E-mail: andreykorovko@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается развитие и роль художественного текстиля в системе репрезентации моды от создания коллекции до подиума. Внимание акцентируется на творчестве модельеров, к актуальным задачам в их творчестве сегодня относится решение ряда вопросов, связанных с фотогеничностью костюма и коллекции в целом, в условиях визуализации, виртуализации и развития цифровой культуры. В рамках данной проблематики текстиль становиться важным средством выразительности моды и новаторских решений художника-модельера. Образно-художественное решение текстиля часто становиться основной концепцией коллекции и относится к основным задачам дизайнера. Решение данных задач в статье рассматривается на примере роли художественного текстиля в творчестве Татьяны Парфеновой. Значительное место в статье уделяется вопросам принципов ретроспективности в работе над художественным текстилем и таким авторским приемам, как стилизация и цитирование.

Ключевые слова: художественный текстиль; «фотогеничность костюма»; мода ХХI века; модный Дом «Татьяна Парфенова»; российская мода; стилизация; цитирование; ретроспективность

18.07.2019

Докучаева Ольга Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Институт искусств
Кафедра «Искусство костюма и моды»
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: dokuchaeva_oi@mail.ru

Аннотация. Автором анализируется проблема использования творчества знаменитых художников для достижения образных и орнаментальных характеристик цветопластического решения трикотажа.

Статья посвящена обзору некоторых способов альтернативного использования творческих источников в проектировании трикотажа и для подтверждения современных тенденций в творческой практике.

Автором предложена методика использования творчества знаменитых художников для достижения образных и орнаментальных характеристик цветопластического решения трикотажа.

Для формирования предлагаемых примеров были выбраны определенные живописные произведения, написанные в соответствующей технике и по образу и подобию подобраны похожие трикотажные изделие или полотна. В данном случае полученные знания выступают и как формообразующие элементы цветопластики полотна, и как орнаменты.

Цветовая гамма в данном случае учитывается и выбирается по принципу наиболее подходящей для четкого прослеживания образов источников в костюме. В применении сравнительного анализа двух (подобных визуально) величин и заключается данная методика использования живописных приемов при проектировании трикотажа.

Результаты данной работы могут быть использованы при разработке трикотажных полотен и костюма из их, а также дальнейшего углубления и разработки данной методики проектирования костюма.

Проектная практика с использованием данной методики имеет возможность задать ориентиры для совершенствования профессиональной подготовки дизайнеров и художников-стилистов, а также расширить границы их творческих изысканий.

Ключевые слова: фактурная подача трикотажа; рельеф поверхности трикотажного полотна; его визуальные эффекты; приемы освоения живописного языка, его средств и методов для внедрения их в процесс проектирования трикотажа

12.07.2019

Мехтиева Мария Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Аспирант
E-mail: mariacat@bk.ru

Золотцева Любовь Викторовна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор
Доктор технических наук, профессор
E-mail: lvzolottseva@yandex.ru

Герасимова Мария Павловна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Старший преподаватель
E-mail: ger.m@mail.ru

Аннотация. В статье выполнены результаты исследования взаимосвязи исторического народного русского костюма с современной молодежной одеждой. Обоснована необходимость разработки новых видов швейных изделий с использованием художественно-декоративных элементов исторического национального русского костюма. Разработана концепция модели процессов проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций. С целью снижения трудоемкости и повышения качества проектируемых новых моделей разработаны рекомендации по изготовлению изделий в промышленных условиях.

С целью создания высококачественной одежды на основе национальных традиций, предложена концептуальная модель, определяющая круг информационных задач по решению конструкторских и технологических проблем разработки промышленных методов проектирования оригинальных современных швейных изделий, в которых отражается историческое наследие нашего народа. Представленный рисунок концептуальной модели является авторским и представляет процесс проектирования и изготовления современной одежды на основе национальных традиций.

Для удовлетворения спроса на современные швейные изделия, обладающими национальными признаками какого-либо народа России, разработана методология проектирования одежды с использованием инновационных методов конструирования и технологии изготовления в условиях промышленного производства. С целью снижения трудоемкости и повышения качества проектируемых новых моделей разработаны рекомендации по изготовлению изделий в промышленных условиях. Реализация предложенной концепции процесса проектирования в промышленном производстве, позволит разработать пооперационную технологию изготовления современной женской одежды.

Эксплуатация оригинальных новых швейных изделий с исторической национальной русской символикой призваны вызывать чувство гордости у молодых людей России за жизнь в стране с богатым культурным наследием и народными традициями.

Ключевые слова: технология; конструкция; швейные изделия; одежда; русский исторический национальный костюм; гражданское воспитание молодежи; национальные традиции

09.07.2019

Денисова Ольга Игоревна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
Санкт-Петербург, Россия
Доцент кафедры «Конструирования и технологии швейных изделий»
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: ipolgadenisova@yandex.ru
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=310313

Аннотация. На основе анализа идентифицирующих признаков и функций униформы с позиций различных систем классификации одежды, предложено определение термина «униформа», учитывающее ее роль в маркетинговой стратегии организации, где вводится дресс-код. Установлено, что, концептуально, любая регламентированная в организации производственная, бытовая, спортивная одежда с нанесенными элементами айдентики может рассматриваться как корпоративная форма. В статье выделены основные элементы идентификации профессиональной сферы, используемые в проектировании униформы, и предложена их классификация, а также рассмотрены ситуации их переосмысления и видоизменения и выявлена необходимость постоянного совершенствования (ребрендинга) корпоративной униформы, что обуславливает рассматривать ее проектирование как циклический процесс. Исходя из задачи адаптации под видение организации-заказчика механизмов принятия решений в неформализованной сфере дизайна корпоративной одежды, выдвинута гипотеза о возможности интеграции маркетинговых моделей «Hypothesis, Action, Data, Insights» («Гипотеза-Действие-Аналитика-Выводы») и «Cross-Industry Standard Process for Data Mining» («Межотраслевой стандартный процесс для исследования данных») и их адаптации под особенности разработки швейных изделий. Созданная на основе указанных моделей теоретическая модель проектирования корпоративной униформы является инструментарием для эффективной реализации требований организации-заказчика, а также позволяет ориентировать процесс разработки униформы на достижение максимальной эффективности проекта, используя количественные показатели аналитики. Предложенная модель проектирования корпоративной униформы эффективно отражает влияние такого проектного фактора, как видение компанией униформы своих сотрудников с позиций продвижения бизнеса, поскольку при отборе возможных проектных решений возможно рассмотреть не только новизну дизайнерских решений, но и то, как они согласованы с миссией компании, стратегией ее развития в условиях конкуренции в профессиональной сфере.

Ключевые слова: униформа; дресс-код; проектирование; фирменный стиль; терминология; маркетинговая модель; классификация

09.07.2019