Журнал «Костюмология»

Бибаева Лилия Витальевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Студент, 4 курс
E-mail: Libibaeva@yandex.ru

Докучаева Ольга Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Институт искусств
Кафедра «Искусство костюма и моды»
Профессор
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: dokuchaeva_oi@mail.ru

Аннотация. Основная идея статьи состоит в возможности трансформации знаков из древней русской культуры в современные орнаментальные решения костюма из трикотажа, внесении свежей струи в сам принцип использования этих знаков в структуре проектирования одежды. Автором представлена возможность определить, как эти знаки проникают друг в друга на основе переноса и трансформации их при проектировании не только орнамента, но и структуры костюма. Это важно для понимания единства формы и орнамента в современном костюме, где открываются возможности создания уникальных вариантов новых форм костюма, выявляемых через членения скупого, лаконичного орнамента геометрического вида.

Актуальность проведенного авторами исследования определена потребностью не только трансформировать традиционное, самобытное искусство в современные художественные воплощения, но и решить проблему новаторства в декоративно-прикладном искусстве, сохранить его как ценностный ориентир современной культуры в соответствии с социальным и технологическим развитием общества.

Проектирование костюма на основе исследований знаков народного костюма и предложения внедрения их в современную моду значительно расширяет возможности модельеров, главным образом, позволяя создавать новые формы костюма и орнамента на основе научно обоснованных изысканий.

Ключевые слова: основные графические символы народного костюма; принципы комбинаторики; художественное оформление трикотажных изделий; монораппортный орнамент

11.11.2018

Докучаева Ольга Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина», Москва, Россия
Институт искусств
Кафедра «Искусство костюма и моды»
Профессор
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: dokuchaeva_oi@mail.ru

Аннотация. Одним из этапов работы над темой была разработка методики проектирования новых форм трикотажных изделий с монораппортным построением орнамента. Был создан банк вариантов монораппортов геометризированного орнамента с различным графическим заполнением. Ставилась задача, как при одном и том же характере орнаментального мотива с помощью функций компьютерных программ создать вариативный ряд новых оригинальных костюмных решений.

Ключевые слова: художественный образ; художественное оформление трикотажных изделий; монораппортный орнамент; вариативный ряд новых моделей костюма

04.10.2018

Савельева София Игоревна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина», Москва, Россия
Бакалавр
E-mail: Sofico.sav@gmail.com

Докучаева Ольга Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина», Москва, Россия
Институт искусств
Кафедра «Искусство костюма и моды»
Профессор
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: dokuchaeva_oi@mail.ru

Аннотация. Целью данного исследования является обработка информации по материалам модных журналов различных уровней для выявления тенденций развития трикотажной одежды как в общем русле мировой моды, так и в собственно трикотажной области.

Сбор материалов проводился студентами кафедры в течение последних 30 лет, что позволило сделать определенные выводы о доле трикотажа в мире моды, о перспективах развития трикотажного производства, о наличии конкретных признаков «модности» трикотажных изделий. Все это дало возможность составить прогноз развития моды в трикотаже на перспективу.

В настоящее время существует большое количество публикаций по исследованию исторического и современного костюма, однако, о трикотаже в аспекте модности известно немногое. А ведь именно трикотаж дает широкие возможности своего применения в современной одежде за счет своих пластических свойств, декоративного оформления и многофункциональных качеств. Трикотаж – одежда будущего!

Исследование процесса формообразования в костюме из трикотажа, выведение общих принципов его развития – залог успеха при промышленном проектировании костюма и в развитии моды в трикотаже.

Для того, чтобы определить последовательное накопление принципов развития формы трикотажного костюма в анализе использовались периоды времени, различные по протяженности в зависимости от конкретной моды.

Целенаправленное, комплексное исследование костюма из трикотажа ХХ-ХХI веков проведено на базе методики, разработанной проф. кафедры искусства костюма и моды О.И. Докучаевой.

Ключевые слова: трикотаж; модные тенденции; костюмология; история костюма; формообразование в костюме

27.09.2018

Паллотта Валентина Ивановна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий
и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайна и прикладного искусства»
Кандидат педагогических наук
E-mail: Pallotta@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6878-5065
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/O-4562-2017

Аннотация. В статье представлен материал исследования проблемы современных педагогических технологий, применимых в высшей школе дизайна. В условиях современного общества, которое автор склонен понимать как общество знаний и риска, актуальными являются вопросы, связанные с дизайном, как стратегическим ресурсом будущего не только отдельного человека, но и развития приоритетных направлений развития науки, технологий страны в целом, где ему отводится далеко не последнее место.

Особое внимание уделяется процессу обучения в условиях компетентностной парадигмы, современного образования. Выявлено, что педагогика высшей школы дизайна по многим статьям занимает передовые позиции в формировании компетенций, которые должны стать основным критерием профессионального мастерства и индикатором качества полученного дизайн-образования. В педагогике высшего дизайн образования в зависимости от ресурсов учебного заведения, на сегодняшний день применимы, как традиционные, так и кардинальные, или частично преобразовательные технологии. К частично преобразовательным технологиям автор относит проектные методы, исследовательские методы, проблемное обучение, разно уровневое обучение, здоровье сберегающие технологии, методы формирования «портфолио». В ситуации, когда стало возможным заочное и очно-заочное обучение активно идет процесс поиска и разработки авторских методик, на основе достижений практики, отечественной и мировой педагогической науки. В статье выделены кардинальные преобразовательные педагогические технологии, как наиболее актуальные в плане формирования интерактивной формы общения человека и компьютера. К таким относятся информационно-коммуникативные и компьютерные технологии. «Человеко-машинные» взаимоотношения потребовали пристального внимания к вопросу человеческих взаимоотношений и введения в образовательную среду интерактивных технологий, в которых содержится большой потенциал воспитательной функции обучения, а, следовательно, неизбежного ввода различных психотехнологий. В статье выделены главные проблемы, связанные с изменениями особенностей психо-физиологических параметров современной молодежи, разрыв ментальности современного студенчества и профессорско-преподавательского состава в сферах компьютерной грамотности, рациональных усилий в выборе и использовании методик традиционной художественной и дизайнерской подготовки.

Ключевые слова: педагогические технологии; дизайн-образование; проектные методы; исследовательские методы; проблемное обучение; разно уровневое обучение; здоровье сберегающие технологии; компьютерные технологии; интерактивные технологии; психотехнологии

25.09.2018

Bvlgari

МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Россия, Москва

7 сентября 2018 – 13 января 2019

Выставка  «Bvlgari. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей»

Bvlgari

7 сентября в Музеях Московского Кремля открылась ретроспектива итальянского ювелирного дома Bulgari, получившая название «Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Всего на выставке представлено более 500 произведений ювелирного искусства, созданных с конца XIX века по 1990-е годы.

В двух выставочных залах кремлевского музея — Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца — итальянский дом Bulgari представляет историческую коллекцию украшений, где каждое изделие представляет определенный период времени.

Подробнее — https://bulgari.kreml.ru

20.09.2018