Нечвалода Елена Евгеньевна
ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Уфа, Россия
Старший научный сотрудник
Кандидат исторических наук, доцент
E-mail: pishi-nikonor@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5267-4830
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=74586
Аннотация. Цель статьи — анализ сведений об одежде северо-восточных башкир, содержащихся в полевых записях известного историка и этнографа Раиля Гумеровича Кузеева и введение их в научный оборот. Эти материалы дополняют опубликованные ранее этнографические источники о северо-восточном комплексе традиционного башкирского костюма, уточняют, конкретизируют наши представления о его эволюции, о времени перехода от домотканой одежды к одежде из фабричных тканей, о традиции обильно украшать ее тамбурной вышивкой. Поскольку сбор информации о народном костюме башкир не являлся главной целью полевых исследований Р.Г. Кузеева, сведения об одежде в его полевых дневниках отрывочны и распределены среди иных его записей, что затрудняет их восприятие и пользование ими. Потому, их выявление и анализ являлись актуальной задачей для специалистов, исследующих проблемы традиционной одежды народов Волго-Уральского региона, вопросы этнографии башкир. Большая ценность сведений, содержащихся в полевых записях Р.Г. Кузеева в том, что они были сделаны в середине ХХ в. (в 1959 г.), а старшие из его информаторов были рождены в конце XIX в. и могли описать одежду конца XIX — нач. ХХ в. и происходившие в течение первой половины ХХ в. изменения в ней. Данная статья продолжает серию статей автора, посвященных башкирской одежде в материалах полевых дневников Р.Г. Кузеева.
Ключевые слова: этнография башкир; народный костюм; эволюция традиций; этнографические экспедиции; экспедиционные материалы; Р.Г. Кузеев; полевые дневники
Виниченко Ирина Владимировна
ФГАОУ ВО «Омский государственный технический университет», Омск, Россия
Кандидат исторических наук, доцент
E-mail: irvin61@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9031-9458
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=565760
WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/AAF-7972-2020
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57215730905
Аннотация. В данной статье представлен анализ факторов, обусловивших интерес общества к использованию инновационных технологий экологической направленности для проектирования модной одежды. Последствия глобализации и решение экологических задач привлекают внимание потребителей к новым методам дизайна, обеспечивающим устойчивость моды за счёт повторного использования ресурсов. Апсайклинг в модном бизнесе рассматривается как перспективный метод проектирования модной одежды с учётом экологических проблем.
Изучение метода апсайклинг включают различные аспекты. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, сравнительно малочисленны исследования процессов внедрения данного художественного метода в реальное проектирование одежды.
Целью данного исследования является анализ параметров использования технологий апсайклинга в проектирование одежды на современном этапе.
Для изучения проблемы проводился анализ результатов деятельности зарубежных и российских брендов через наблюдение за развитием тренда экологической моды в сезонных коллекциях, мониторинг и обобщение опыта использования технологий апсайклинга в моделях одежды.
В статье рассмотрены актуальные технологии переработки текстильных материалов, способы реализации процесса проектирования одежды с использованием технологий апсайклинга, возможности усовершенствования процессов проектирования моделей одежды с применением метода апсайклинг.
В результате исследования было выявлено, что экологичный подход к процессу проектирования одежды в настоящее время реализуется через систему устойчивой моды и осознанного потребления. Для замедления моды используются методы вторичной переработки сырья и дизайнерские технологии. Отмечено, что апсайклинг является перспективным методом проектирования модной одежды. Для определения параметров усовершенствования процесса проектирования с применением метода апсайклинг рассмотрены возможности внедрения современных цифровых технологий.
Ключевые слова: экологические проблемы; осознанное потребление; устойчивая мода; дизайн; апсайклинг; проектирование одежды; технологии переработки
Панкевич Дарья Константиновна
УО «Витебский государственный технологический университет», Витебск, Республика Беларусь
Доцент кафедры «Конструирование и технология одежды и обуви»
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: dashapan@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0328-9033
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=807424
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57473436700
Аннотация. Статья посвящена оценке уровня функциональности материалов для водозащитной одежды, новым критериям, методам и средствам их определения. Автором показан новый подход к оценке свойств материалов как функций, имеющих общую область определения, ограниченную диапазоном условий эксплуатации. Разработанный функциональный подход к оценке свойств материалов для одежды реализован на примере многофункциональных комплексных текстильных материалов для водозащитной одежды, содержащих полимерную мембрану, непроницаемую для капельножидкой влаги, но пропускающую пары воды. Дана характеристика критериев функциональности материалов, описаны влияющие на них факторы, показаны параметры, определяющие условия проведения испытаний и предложены формулы для расчета динамического критерия уровня водозащитной функции, критерия надежности и критерия комфортности. Предложена градация уровней функциональности материалов для одежды и методика построения модели идеально функционирующего в заданных условиях материала, позволяющая определить условия проведения испытаний и влияющие на расчет критериев функциональности параметры. Проведена оценка уровня функциональности материалов для спортивной водозащитной экипировки, выбранных органолептически. Установлено, что средним уровнем функциональности обладает один из семи выбранных материалов, остальные материалы показали низкий и нулевой уровень функциональности в заданных условиях эксплуатации материалов. Оценка функциональности материалов дает возможность проанализировать свойства материала как функции, проявляющиеся в заданном диапазоне климатических условий при заданной активности человека, показывая уровень удовлетворенности человека полезным откликом материалов на внешние воздействия в процессе эксплуатации одежды из них. Критерии функциональности просты в применении и интерпретации, обеспечены методической и приборной базой исследования и готовы к внедрению в практику конфекционирования материалов в пакет изделий легкой промышленности.
Ключевые слова: одежда; функция; оценка; материал; критерий; градация; водозащита; комфорт; надежность
Петушкова Татьяна Анатольевна
НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайн»
Кандидат искусствоведения, член Творческого Союза Художников России
E-mail: petuschkovata@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3900-1663
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1069890
Петушкова Галина Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор кафедры «Дизайна костюма»
Доктор искусствоведения, профессор, член Союза дизайнеров Москвы
E-mail: galina-petushkova@mail.ru
Аннотация. В статье актуализируются вопросы трансдисциплинарного подхода к изучению костюмологических проблем в рамках культурно-исторического процесса развития общества ХХI века. Прослеживается методологическая основа вопросов эволюционного развития формы костюма в его структурно-морфологическом, семиотическом, футурологическом (прогностическом) аспекте при переходе к современному синергетическому мировосприятию в оценке модных процессов. Рассматривается циклическая динамика моды в исследованиях специалистов-дизайнеров, культурологов, социологов, философов, математиков, экономистов, сравниваются статистические модели разных периодов, которые показывают временные рамки исторической «пульсации» различных формообразующих элементов формы костюма ХIХ–ХХ вв., выявляется их связь с рядом чисел Фибоначи. Показано, что в культурологических исследованиях цикличность эволюционных процессов моды рассматривается в рамках фрактальной методологии, а термин «фрактал» понимается как один из «трансдисциплинарных концептов», который дает возможность построения общей объяснительной модели исторической динамики культуры в целом и моды в частности. Рассматривается возможность применения принципов бесконечности и процессуальности; самоподобия, итерационности и рекурсивности, влияние внутренних вариаций моды на систему формы (стохастические фракталы) или внешних ее модификаций (алеаторные фракталы). Фрактальный характер имеют механизмы передачи и воспроизводства культурные форм и смыслов; алгоритм их функционирования; правила смыслообразования, формообразования и самоорганизации. Показана роль золотого сечения в гармонизации циклических процессов моды как «волны временных резонансов», обеспечивающих генетические программы развития, как связующего звена самоподобных частей, как выражение порядка эволюционирующих и самоорганизующихся систем Природы, Космоса и Человека, что регулируется 11-кратной ритмикой солнечной активности, реализуемой в пределах 10–12 лет.
Ключевые слова: костюмология; эволюция; историческая динамика культуры и моды; цикличность; синергетические идеи; фракталы; трансдисциплинарность; процессы формообразования
Фирсова Юлия Юрьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Доцент
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: firsova_anka@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1017589
Аннотация. В статье рассмотрен процесс творческого взаимодействия между дизайнерами одежды и архитекторами, открывающий новые горизонты для творческого самовыражения. Этот синтез не только обогащает обе области, но и формирует культурный опыт, подчеркивая значимость их взаимосвязи в современном искусстве. Архитекторы, вдохновленные необычными силуэтами моды, бросают вызов традиционным представлениям об архитектурных объектах. Тогда как дизайнеры одежды, обращаясь к архитектурным формам, создают новые образы в неожиданных архитектурных пропорциях.
Технологические возможности 21 века все больше размывают границы между этими дисциплинами: 3D-печать и цифровая мода позволяют дизайнерам создавать одежду, отразив архитектурные идеи через новые формы костюма. Именно через этот обмен обе области искусства становятся не только носителями эстетики, но и катализаторами социокультурных изменений, подчеркивающими взаимосвязь между эстетикой, формой и функцией.
Современные дизайнеры и архитекторы, укрепляя взаимосвязи, всё чаще обращаясь к инновационным материалам. Концепция «умного дома» и активное применение инновационных технологий в моде неразрывно связаны. Дизайнеры стремятся создать одежду, которая не только эстетически притягательна, но и функционально адаптирована к меняющимся условиям жизни. Архитектура и мода становятся площадками для экспериментов, реализуя идею, что искусство не имеет границ.
Однако, в быстро меняющемся мире технологий, важно не забывать о человеческом аспекте. Как подчеркивает Дон Норман, успех любой идеи заключается в способе, которым она пересекается с настоящими потребностями пользователе. Дизайнеры должны быть готовы слушать и учиться у тех, для кого они создают. Расширение междисциплинарного подхода может помочь разработать решения, соответствующие самым разным аспектам жизни. Дизайн 21 века — не только инструмент эстетического выражения, но и средство создания комфортной среды, основанной на эмпатии. Понимание потребностей пользователей—это ключевой элемент успешного дизайна.
Новый дизайн — дизайн комфорта и эмпатии — требует обновления методов работы на всех этапах дизайн-процесса, в том числе совершенствования приемов художественного проектирования.
Целью настоящего экспериментального проекта является апробация нового подхода к процессу художественного проектирования современных изделий одежды, в котором на первый план выступают интересы целевой аудитории. В качестве дополнения к существующим этапам процесса проектирования, в экспериментальном проекте предлагается также использование метода консолидированных теоретических знаний в области архитектуры и дизайна как способа достижения баланса между эстетикой и функциональностью. А также интеграция в процесс инструментов нового поколения — технологий виртуального прототипирования и искусственного интеллекта — как способ совершенствования процесса художественного проектирования одежды.
Ключевые слова: дизайн одежды; архитектура; комфорт; эстетика; функциональность; инновационные технологии; искусственный интеллект; прототипирование