Андриевский Максим Юрьевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
E-mail: maksim31920@gmail.com
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1261930
Хохаева Зельяна Зауровна
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский Государственный Университет имени К.Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия
Доцент
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: zeljana@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=772514
Аннотация. В статье изложены результаты предпроектных исследований, посвященных вопросам конструирования и моделирования плечевых изделий с втачным рукавом и, в частности, вопросу соединения рукава с основными частями изделием, что непосредственно влияет на комфорт и удобство ношения одежды. В тексте обозначена и обоснована необходимость углубленных исследований закономерностей формообразования моделей одежды с втачными рукавами, сделан акцент на разнообразие модельных решений и сложность выбора правильного решения при проектировании конструкций, что предполагает необходимость разработки более детализированных рекомендаций по проектированию соединения «пройма-рукав» и построению модельных конструкций самих рукавов. По результатам таких исследований возможно создание новых методик, которые позволят повысить конкурентоспособность швейных изделий за счет выпуска более универсальных и комфортных моделей одежды.
В настоящей работе выделены факторы, определяющие способ и параметрические характеристики преобразований конструкции втачного рукава в модельную конструкцию. На основе систематизации информации о способах моделирования конструкции рукава и узла пройма-рукав предложено выделить пять вариантов алгоритмов. По итогам проведенного анализа составлен перечень параметров конструкции рукава и узла пройма-рукав с целью дальнейшего исследования взаимосвязи и взаимозависимости этих параметров друг с другом, а также со свойствами материалов и антропоморфологическими особенностями фигуры человека. Структурированные и систематизированные знания могут быть использованы для разработки программного обеспечения, которое поможет дизайнерам и конструкторам создавать более качественные и точные модели одежды, а также оптимизировать производственные процессы.
Ключевые слова: конструкция рукава; узел пройма-рукав; параметры; модельная конструкция; изделие; базовая конструкция; модификация узла пройма-рукав
Пинчук Анна Михайловна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Доцент кафедры «Искусство костюма и моды»
Член Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства (секция современного ювелирного искусства)
E-mail: i@anna-pinchuk.ru
Круглова Мария Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Доцент кафедры «Искусство костюма и моды»
Кандидат культурологии, почетный деятель искусств г. Москвы,
президент межрегиональной общественной организации «Союз Кузнецов» России
E-mail: 7290101@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6343-6181
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1229303
Аннотация. Введение. В данной статье исследуются инновационные принципы объемно-пространственной визуализации объектов в современном российском авторском ювелирном искусстве на примере ювелирных объектов в стиле Аrt nouveau. Период цифровой трансформации, который сегодня переживает человечество, и тотальная культурная диффузия, смешивающая стили и направления предшествующих эпох, рождают единые культурные приоритеты нового этапа развития цивилизации. Культурная идентичность развивается на основе наиболее устойчивых элементов — ценностей и смыслов, формирующих культурную целостность, которая, согласно С. Хантингтону, определяется цивилизация. с событиями начала XX века — периодом индустриальной революции. Материалы и методы. Использован компаративный культурологический метод дифференциации и анализа примеров работ современных ювелиров России. Результаты исследования. Выявлены инновационные принципы объемно-пространственной визуализации объектов в современном российском авторском ювелирном искусстве в стиле Аrt nouveau. Современное ювелирное искусство использует приемы визуальной культуры Арт нуво: использование приемов архитектурного проектирования в декоративно-прикладном искусстве, использование геометрических принципов и логики природы, асимметрия, использование неювелирных технологий и материалов. Инновационные составляющие в современном авторском ювелирном искусстве основываются, с одной стороны, на понимании актуальных вопросов на осмыслении современных задач цифровой трансформации и ценностной системы новой метакультуры, а с другой — на традиционных основах. Заключение. Проведена систематизация направлений инновационных принципов объемно-пространственной визуализации объектов в современном российском авторском ювелирном искусстве в стиле Аrt nouveau, их анализ и осмысление в научном поле.
Ключевые слова: художественный металл; ювелирное искусство; цифровая трансформация; культурная диффузия; модерн; арт-нуво; визуализация; формообразование
Коробцева Надежда Алексеевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор кафедры «Информационных технологий и компьютерного дизайна»
Доктор технических наук, профессор
E-mail: rrr-home@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9895-6761
Холкина Марина Викторовна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
E-mail: mrsh.a@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0009-0005-3187-6712
Аннотация. В данной статье автор анализирует влияние цифрового искусства на общественное мышление и модную индустрию, акцентируя внимание на интеграции моды и современных технологий в контексте устойчивого развития. Основная мысль заключается в том, что цифровая мода является инновационной, активно развивающейся областью, открывая новые возможности для дизайнеров и потребителей.
Актуальность темы обуславливается переосмыслением отношения людей к цифровому пространству и моде после пандемии COVID-19. Упомянутая в статье первая виртуальная неделя моды демонстрирует высокий уровень цифровизации модной индустрии, а виртуальные показы, как, например, коллекции GCDS и MCQUEEN, иллюстрируют, как современные инновации преодолевают ограничения физической реальности.
Целью данного исследования является рассмотрение феномена цифровизации сферы моды, где цифровое искусство является инструментом для выражения социальных проблем и создания уникального визуального контента. Автор также обращает внимание на необходимость появления специалистов новой формации в области цифрового дизайна, подчеркивая важность развития навыков работы с 2D и 3D-программами для создания виртуальной одежды и упрощения процессов производства реальной. Основной задачей было изучить влияние новых технологий на модную индустрию. В статье описываются преимущества внедрения инновационных технологий в сферу моды, которые способствуют более эффективным продажам, сокращая ненужные расходы ресурсов и призывая переосмыслить сам процесс потребления. Однако наряду с преимуществами автор поднимает вопросы безопасности конфиденциальных данных, восприимчивости общественности к неосязаемости товаров и необходимости внедрения универсальных стандартов для виртуальных предметов.
Таким образом в статье продемонстрированы взаимосвязь моды, экологии и технологий, которые раскрывают цифровую моду как пространство для новых возможностей. Тема, раскрытая в работе, актуальна в условиях динамично развивающегося мира и предлагает конструктивный взгляд на будущее индустрии моды. Данная статья предназначена для специалистов, изучающих современный дизайн и возможности 3D-технологий и инноваций в рамках модной индустрии.
Ключевые слова: цифровая мода; виртуальный показ; 3D-моделирование; моушн-дизайн; цифровизация модной индустрии; цифровое проектирование костюма
Воробьева Марина Васильевна
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный Университет «Синергия», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайна и архитектуры»
Кандидат педагогических наук
E-mail: marina-vww@rambler.ru
Аннотация. В статье исследуются ключевые аспекты педагогического дизайна в контексте работы с пейзажными мотивами в текстильном рисунке. Особое внимание уделяется принципам и методам обобщения и типизации объектов изображения. Подчеркивается важность выделения существенных и характерных черт природных форм, что позволяет дизайнеру сосредоточиться на создании выразительного силуэта растительных элементов, избегая излишнего натурализма.
Пейзажные мотивы на ткани имеют свои корни в народном искусстве. Текстильные орнаменты — это не просто украшение, а отражение культурных, религиозных и исторических особенностей народов. В тексте подчеркивается важность изучения орнамента как ключа к пониманию истории и культуры.
Пейзажные мотивы остаются актуальными и востребованными в современном дизайне, демонстрируя свою непреходящую ценность как части культурного наследия. Современные дизайнеры используют изображение природы в различных стилях от условных до реалистичных, что демонстрирует гибкость и адаптивность пейзажного жанра.
Особое внимание уделяется значимости наличия в творческом портфолио художника-дизайнера зарисовок разнообразных пейзажей и элементов природы, выполненных в разных стилях и уровнях условности. От ботанических изображений до абстрактных и стилизованных форм — все эти элементы образуют единый художественный образ пейзажа. Рассматриваются требования к зарисовкам, акцентируется внимание на их художественной выразительности и разнообразии форм.
Несмотря на влияние компьютерных технологий на процесс создания изображения, творческое видение и мастерство остаются ключевыми факторами успеха. Технологии облегчают рутинные процессы и расширяют возможности экспериментирования, но не могут заменить творческую активность и оригинальные идеи художника. Таким образом, сочетание традиционных методов с современными технологиями предоставляет художникам уникальную возможность открывать новые горизонты в создании произведений, отражающих дух времен.
Ключевые слова: педагогический дизайн; пейзажные мотивы; орнамент; текстиль; композиция; дизайн
Гусева Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Доцент
Кандидат технических наук, доцент
E-mail: guseva_marina67@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3491-6132
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=829347
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57197843104
Гетманцева Варвара Владимировна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор
Доктор технических наук, профессор
E-mail: getmantseva@inbox.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0441-3198
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=540375
WoS: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/AAA-5313-2021
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55155482100
Знамцева (Арапко) Анастасия Михайловна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
E-mail: aznamceva@gmail.com
Бескостова Полина Романовна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
E-mail: polinabes2003@yandex.ru
Аннотация. Больничная одежда характеризуется особой функциональностью. В статье рассматривается процесс проектирования комплекта, состоящего из рубашки и брюк, предназначенного к эксплуатации травмированными потребителями с установленными на конечностях аппаратами чрескостной фиксации, в стационаре и в домашних условиях.
Авторами обобщен общемировой опыт и особенности проектирования одежды для маломобильных потребителей, к категории которых относят пациентов с осложненными травмами конечностей в период лечения.
Медицинские психологи свидетельствуют о значимой роли эстетических и эргономических характеристик одежды для больных. Физический и душевный комфорт положительно сказывается на процессе выздоровления пациентов стационаров. Опыт проектирования одежды для лежачих больных показывает, что изделия должны быть разъемными по нескольким контурам — это облегчает проведение медицинских и гигиенических процедур. Авторами установлено, что подобное конструктивно-технологическое решение приемлемо для одежды, предназначенной для пациентов с травмами конечностей. Лечение осложненных скелетных травм основано на репозиции и внешней фиксации костных отломков для их последующего сращивания. Позиционирование травмированного участка скелета происходит с применением аппаратов чрескостной фиксации, отличающимися громоздкостью металлоконструкций. Исследованием подтверждено, что одежда типового кроя с гладкой оболочкой не обеспечивает эргономического комфорта потребителям.
Авторами разработано и запатентовано конструктивно-технологическое решение комплекта одежды для потребителей целевой группы. Отличительной особенностью комплекта является наличие съемных вставок в местах раскрытия изделий. По необходимости, вставки статичной формы заменяют на детали складчатой формы. Особый способ закладывания и фиксации продольных складок на вставках позволяет получить увеличение объема изделия для огибания выступающих деталей металлоконструкций чрескостных фиксаторов.
Анализ актуальности проектирования одежды для потребителей с осложненными травмами конечностей показывает перспективность развития формообразования, поскольку на востребованность данной продукции влияет распространение бытового и промышленного травматизма, последствия военных конфликтов и техногенных катастроф, а также технологии чрескостной фиксации в медицинских программах лечения врожденных патологий развития скелета.
Ключевые слова: эргономические и эстетические свойства одежды; больничная одежда; инклюзия; формообразование; складчатая поверхность