Журнал «Костюмология»
           

2020. — Т 5. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/02ivkl420.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 2.8 Мбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петушкова, Г. И. Экологическая парадигма в разработке текстильного орнамента / Г. И. Петушкова, Н. С. Курилина // Костюмология. — 2020. — Т 5. — №4. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/02IVKL420.pdf (дата обращения: 16.04.2024).


Экологическая парадигма в разработке текстильного орнамента

Петушкова Галина Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор кафедры «Дизайн костюма»
Доктор искусствоведения, профессор
E-mail: galina-petushkova@mail.ru

Курилина Наталия Сергеевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Старший преподаватель кафедры «Дизайн костюма», аспирант
E-mail: Kurilina.n.s@gmail.com

Аннотация. Мода, являясь культурным символом, транслирует актуальные ценностные ориентиры. Она общается с потребителем при помощи визуального языка, образов, ассоциаций.

Цель статьи – выявить образные особенности современного визуального языка в рисунках на ткани, возникшие под влиянием экологической парадигмы.

Авторами проанализированы время и причины возникновения этих мотивов в дизайне одежды на фоне развития экологической мысли в проектной культуре. Теоретические исследования подтверждены практическим опытом на занятиях со студентами.

В статье выявлены четыре основные темы в рисунках на ткани, возникшие под влиянием экологической проектной парадигмы и экологической культуры в целом:

  • Мотивы природы – наиболее распространенное и традиционное направление, использует в качестве источника инспирации образы природы.
  • Законы природного формообразования. Научные исследования позволили расширить образно-ассоциативное проектирование формообразованием на основе законов природных структур, фрактальной геометрии, сложной криволинейной пластики, кинетики.
  • Этнические мотивы. Согласно исследованиям, экологичность ассоциируется с народными орнаментами и рукотворными материалами. Это направление указывает на стремление к самоидентификации, поиску гармонии в прошлом на фоне глобализации.
  • Протестные формы выражения. Представлены и как агрессивные образы для привлечения внимания к проблеме и как поиски вдохновения в новом, измененном человеком мире, мире экологической катастрофы.

В современной культуре все мотивы визуального языка в рисунках на ткани, вдохновленные экологической дизайн-концепцией, выражают идею ценности природы и актуальность поиска гармонии во взаимодействии с окружающим миром.

Ключевые слова: дизайн костюма; экологическая культура; визуальный язык; мотивы рисунка на ткани; текстильный орнамент; природные мотивы; этнические мотивы; протестные формы выражения

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий