Журнал «Костюмология»
           

2021. — Т 6. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/06ivkl421.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 1.8 Мбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петушкова, Г. И. Формирование экологической концепции в контексте преобразования женского костюма в XX–XXI вв. / Г. И. Петушкова, Н. С. Курилина // Костюмология. — 2021. — Т 6. — №4. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/06IVKL421.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


Формирование экологической концепции в контексте преобразования женского костюма в XX–XXI вв.

Петушкова Галина Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор кафедры «Дизайна костюма»
Доктор искусствоведения, профессор
E-mail: galina-petushkova@mail.ru

Курилина Наталия Сергеевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Старший преподаватель кафедры «Дизайна костюма», аспирант
E-mail: Kurilina.n.s@gmail.com

Аннотация. Становление экологической культуры в XXI столетии отразилось на формообразующих стратегиях женского костюма. Ключевое значение приобрели принцип естественности, основанный на антропоморфизме и принцип индивидуализации. Эволюция экологической концепции в женском костюме происходила на фоне социальных и культурных трансформаций. Культура преодолела путь от стремления подчинить природу человеку к попыткам гармоничного взаимодействия на основе этических принципов. А модный силуэт от стандартизированных пропорций, формируемых костюмом, к естественности и принятию многогранности красоты и индивидуальности.

Авторами выделено семь периодов становления принципов экологической концепции: I период (конец XIX — начало XX в.); II период (годы Первой мировой войны); III период (20–30-е гг.); IV период (годы Второй мировой войны); V период (послевоенные годы — 50-е гг.); VI — период (60–90-е гг.); VII — начало XXI века.

Предпосылками к изменениям в женском костюме выступают смена социальных ролей, становление феминизма, рост популярности спортивных занятий и развитие массового производства одежды. Первые три периода женский костюм стремится к обретению функциональности и эргономичности. Исчезают конструкции деформирующие естественные пропорции, происходит переход от формирования силуэта костюмом к формированию непосредственно фигуры при помощи спорта и питания. Складывается близкое к современному восприятие телесности и норм обнаженности. Четвертый и пятый период отмечены ностальгическими настроениями, которые продемонстрировали невозможность возвращения к образности и ценностям прошлого. Шестой период объединяет большой временной промежуток, отличающийся многообразием стилей и субкультурных течений. И если первые три периода можно обозначить как стремление к свободе движения, то это время посвящено свободе самовыражения. Феномен деконструкции в моде конца XX века подверг переосмыслению не только принципы формообразования костюма, но и понятие эстетики, общепринятые социальные нормы и ценности. Становление новой концепции в дизайне костюма происходит в начале XXI века под влиянием экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура; женский костюм; телесность; модный силуэт; пропорции; формообразование; естественность; индивидуальность; период; функциональность; эргономичность

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий