Журнал «Костюмология»
           

2023. — Т 8. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/03ivkl223.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 869.6 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петушкова, Т. А. Мода — фрактал — концепт: разработка языка фрактальной аналитики в рекламной графике / Т. А. Петушкова // Костюмология. — 2023. — Т 8. — №2. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/03IVKL223.pdf (дата обращения: 26.05.2024).


Мода — фрактал — концепт: разработка языка фрактальной аналитики в рекламной графике

Петушкова Татьяна Анатольевна
НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайн»
Кандидат искусствоведения, Член творческого союза художников России
E-mail: petushkovata@noumei.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3900-1663
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1069890

Аннотация. В статье предложена фрактальная классификация фотографических коммуникаций моды на основе геометрической модели «Драконова ломаная Хартера — Хейтуэя», которая математиками отнесена к классу простейших геометрических фракталов таких, как канторовская пыль, снежинки и ломаные фон Коха, ковер и губка Серпинского и многие другие, которые обладают регулярной геометрически правильной структурой. В качестве эмпирического материала использованы рекламные образцы модного бренда «Chanel», а методологическим основанием служит положение фрактальной математики об узнавании «визуального образа фрактала» в исследуемом объекте. Тем самым в рекламную костюмографику вводится не новая аксиоматика, а «интерсубъективный контекст фрактальной концепции», основанный на строгих логических приемах определения понятия, методов аналогии и метафорического переноса, нарабатывая «устойчивую практику узнавания фрактала» в рамках создания «артефактов прикладной теории» в массовой научной коммуникации. Показаны эстетические свойства фрактальной модели, ее способность вызывать возвышенные чувства на уровне ощущений и теоретической рефлексии, направленной на обновление языка рекламной графики при создании эффективных коммуникаций. При этом фрактальная модель может содержать в себе элементы стохастической случайности в таких системах как: «Костюм — текстиль — орнамент», «Костюм — аксессуары», «Костюм — фон». В первой системе показаны фрагменты разработанной классификации, в которой объединены самые разные по назначению и ассортименту рисунки тканей в единый классификационный принцип. Во второй системе рассмотрены идентичные структуры построения причесок, украшений, деталей обуви, сумок и всевозможных групп аксессуаров как устойчивых идентификаторов бренда и метафорических приемов. В третьей системе фон понимается как важный композиционный элемент восприятия информации, который позволяет «концептуализировать визуальный контекст изображения». В этом контексте он выступает как «визуальная среда коммуникации», соответствующая ДНК модного бренда. В результате исследования разработана архетипическая классификация рекламных образов, наиболее полно отражающих стилевые идентификаторы модного бренда «Сhanel». Наиболее характерным для бренда является дизайнерский прием создания метафорического образа, когда рекламируемая модель (атрибутивный маркер) описывается моделью «Драконова ломаная Хартера — Хейтуэя», а фоновое окружение — моделью «Ковёр Серпинского» или природным пейзажем, условно обозначаемым моделью «Фрактальное дерево». В перовом случае реализуется известный композиционный прием контраста: кривое — прямое, а во втором — наиболее употребляемый принцип включения материальных объектов в природную среду.

Ключевые слова: фракталы; фрактальный язык; фрактальная методология; визуально-графические коммуникации; фрактальная аналитика; фрактальная костюмографика

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий