Журнал «Костюмология»
           

2018 №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/03ivkl118.html

Полный текст статьи в формате PDF


Ссылка для цитирования этой статьи:

Латун В.В., Аль Хуссини Мохамед Кадом Махди, Федотова О.Д. Образ индейца в немецких и голландских азбуках XIX и XXI веков: символика костюма, уровень физической подготовки, этнокультурные маркеры // Костюмология, 2018 №2, https://kostumologiya.ru/PDF/03IVKL118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Образ индейца в немецких и голландских азбуках XIX и XXI веков: символика костюма, уровень физической подготовки, этнокультурные маркеры

Латун Владимир Владимирович
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Зав. кафедрой «Социально-экономической географии и природопользования»
Кандидат географических наук, доцент
E-mail: vlatun@yandex.ru
SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56712870800

Аль Хуссини Мохамед Кадом Махди
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант кафедры «Образования и педагогических наук»
E-mail: al.hussini@yahoo.com

Федотова Ольга Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Зав. кафедрой «Начальное образование»
Доктор педагогических наук, профессор
E-mail: fod06@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1731-7854
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=460681
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/A-4639-2016
SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55857403900

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования костюма как неотъемлемой части образа представителей неевропейской цивилизации при обучении младших школьников чтению. Авторами анализируются визуальные образы в форме дидактических иллюстраций, которые применяются авторами азбук для ознакомления школьников с буквами алфавита. Обращение к дидактическим иллюстрациям, воспроизводящим изображение именно данного представителя локальной цивилизации, существенно отличной от образов, характерных для западной цивилизации, объясняется, с одной стороны, тем фактом, что данный образ стойко наличествует в европейских книгах для первоначального обучения чтению. В качестве эмпирического объекта исследования избраны немецкие и голландские азбуки XIX и XXI веков. Внимание авторов обращено к введению буквы «I», которое подкрепляется изображением индейца. Методами исследования являются сравнительный анализ, интерпретация, генерализация. При анализе образа индейца в иллюстрированных азбуках XIX века было установлено, что авторы азбук в полной мере отразили в дидактических иллюстрациях атрибуты самобытной культуры костюма. Иллюстрации содержат изображения специфической обуви, головных и набедренных повязок, головных уборов, украшений, оружия. Физическая подготовка оценивается как высокая, о чем свидетельствует рельеф мышц и позы индейцев. Сравнение с изображениями индейцев в современных немецких и нидерландских азбуках показывает, что в изображениях утрачиваются функциональные и профессиональные маркеры национального костюма. Авторы отмечают, что школьникам преподносится карикатурное изображение представителей самобытной культуры. Формулируется вывод о том, что динамичное развитие культуры со всей остротой ставит вопрос о сохранении ее форм и вдумчивом отношении к способам ее репрезентации.

Ключевые слова: культура; национальный костюм; традиция; обучение чтению; наглядный образ; азбука; дидактическая иллюстрация; пародия

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Добавить комментарий

?>