2024. — Т 9. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/17ivkl124.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 1.2 Мбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Петушкова, Т. А. Теоретическая костюмология: эволюция семиотических представлений / Т. А. Петушкова, Г. И. Петушкова // Костюмология. — 2024. — Т 9. — №1. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/17IVKL124.pdf (дата обращения: 08.12.2024).
Теоретическая костюмология: эволюция семиотических представлений
Петушкова Татьяна Анатольевна
НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайна»
Кандидат искусствоведения, член Творческого Союза Художников России
E-mail: tatyana_petushkova@yahoo.com; petushkovata@noumei.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3900-1663
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1069890
Петушкова Галина Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор кафедры «Дизайн костюма»
Доктор искусствоведения, профессор, член Союза дизайнеров Москвы
E-mail: galina-petushkova@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития семиотических представлений теоретической костюмологии конца ХХ начала ХХI века. Показаны методологические основания для разработки соответствующих классификаций семиотических моделей. В рамках системно-структурного подхода, идей семиотики и структурной лингвистики разрабатывается понятийный аппарат костюмологической семиотики, выявляются характеристики понятий знака, символа, в исследовательскую практику вводятся базовые понятия структуры, системы, стабильных и мобильных элементов, выявляются их системные связи в формообразовательном процессе. Это позволило разрабатывать знаково-символические модели формообразования как отдельные визуальные структуры, варьирующие исходные формы в их системных комбинациях по законам евклидовой геометрии. Далее костюмографический язык как целостная система знаков, распределяется по классам, категориям, ярусам, составляющим такие разделы теоретического курса, как «Графемика», «Изоморфология», «Иконотека», «Иконическое формообразование», «Графическая грамматика», «Синтаксис», «Композиция», «Стилистика». Дальнейшее углубление и расширение положений теоретической костюмологии и костюмографики шло по пути построения эволюционной теории симметрии костюма (ЭТСК), в которой использовались положения фундаментальной теории симметрии: классической, аффинной, подобия и криволинейной, что позволило выйти за пределы евклидовой геометрии в оценке рекламного материала моды и построения структурных модификаций системной взаимосвязи формы модного костюма, его пластических характеристик и механизмов взаимосвязи всех компонентов, включая метрику и пластику формы, рисунки и фактуры тканей, покроев одежды, движений фигуры, ее осанки и модных поз в их исторической последовательности. Далее язык семиотического моделирования костюмографики развивался в рамках бионического направления по аналогии с архитектурой, что позволило разработать оригинальные методики тектонического и структурного анализа природных систем и форм костюма, установить системные «взаимосвязи внешних (тектонических) и внутренних (структурных) характеристик формы и функционируемого «внутреннего» пространства между фигурой человека и искусственной оболочкой костюма». Сочетание природных форм и алгоритмов преобразований классической, аффинной, подобия и криволинейной симметрии позволило расширить языковые возможности костюмографики как на уровне синтаксиса, так и на уровне создания семантически наполненных авторских концептов. С развитием синергетических представлений в костюмологии наметился переход от парадигмы структурно-лингвистической семиологии к фрактальной, а линейная симметрия дополнилась понятием нелинейной или фрактальной симметрии. Фрактальность рассматривается как «природный морфогенетический принцип» разработки классификационных моделей формообразования самоподобных, иерархически организованных систем, гармонизируемых отношениями золотого сечения.
Ключевые слова: реклама; мода; костюмология; костюмографика; семиотика; знак; символ; икон; коммуникация; информация; симметрия; эволюция; бионика; мимесис; фрактальная симметрия; фрактальная семиотика
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2587-8026 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.