Журнал «Костюмология»
           

2024. — Т 9. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/19ivkl124.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 748 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Шапиро, Б. Л. Кинетические свойства конструкции кринолина / Б. Л. Шапиро, О. С. Неволина // Костюмология. — 2024. — Т 9. — №1. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/19IVKL124.pdf (дата обращения: 08.12.2024).


Кинетические свойства конструкции кринолина

Шапиро Бэлла Львовна
ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия
Профессор
Доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент
E-mail: b.shapiro@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5616-8898
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=768626

Неволина Ольга Сергеевна
ФГБОУ ВО «Школа-студия (институт) имени В.И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А.П. Чехова», Москва, Россия
Декан факультета «Сценографии и театральной технологии»
E-mail: nevolina_olga@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0009-0005-9055-6938

Аннотация. Кринолин на стальных обручах как конструкция, поддерживающая широкую юбку, появилась более полутора сотен лет назад. Поначалу он использовался по своему прямому назначению; затем — в различных областях искусства и дизайна. Наиболее оригинальным видится применение главного свойства стальной «клетки» кринолина — гибкой связи — в экспериментах в области театрального костюма, появившихся на заре появления кинетического искусства, в 1910–1930-х гг. В это время художники самых разных направлений: лучисты, экспрессионисты, футуристы, конструктивисты исследовали и развивали в своем творчестве идею преодоления статуарности. Движение стало главным средством противостояния бесконечному повторению художественных форм, конструкция — основой художественного образа, а динамика и скорость — его ключевыми элементами. Воздействие этих идей было всеобъемлющим. Под его влияние попали архитектура, литература, музыка, дизайн и, конечно же, театр, как территория синтеза искусств. Здесь радикальным изменениям подверглись не только принципы пространственной организации и художественной эстетики оформления спектакля, но и само восприятие сценического костюма. Кринолин как объемно-пространственная конструкция, обладающая свойствами, ключевыми и необходимыми для пространственно-динамических опытов сценического искусства русского авангарда (это, прежде всего, подвижность, способность к трансформациям, легкость, вариативность, функциональность, каркасность) были абсолютно необходим и незаменим. В основу настоящего исследования легли подлинные исторические предметы костюма — прежде всего, каркасы кринолинов разных лет из музейных собраний и частных коллекций, и подлинные архивные материалы из Российского государственного архива литературы и искусства.

Ключевые слова: история костюма; кинетическое искусство; кинетический каркас; сценография; театральный костюм; формообразование сценического костюма; русский авангард; Мейерхольд

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий