2020. — Т 5. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/20ivkl220.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 1.1 Мбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Закудрявская, В. А. Мода и театр в сценических костюмах мирискусников и авангардистов в «Русском балете С.П. Дягилева» / В. А. Закудрявская, Е. А. Сайко // Костюмология. — 2020. — Т 5. — №2. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/20IVKL220.pdf (дата обращения: 06.12.2024).
Мода и театр в сценических костюмах мирискусников и авангардистов в «Русском балете С.П. Дягилева»
Закудрявская Виктория Андреевна
ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», Москва, Россия
Студентка 4 курса бакалавриата (направление «Культурология»), «Исторический» факультет
E-mail: vika-zakudryavskaya@yandex.ru
Сайко Елена Анатольевна
ФГБОУ ВО «Государственный академический университет гуманитарных наук», Москва, Россия
Руководитель образовательной программы «Культурология»
Заведующая кафедрой «Теории и истории культуры и искусства», «Исторический» факультет
ФГБУН «Научно-издательский центр «Наука» Российской академии наук», Москва, Россия
Главный научный сотрудник
Доктор философских наук, профессор
E-mail: sayko13@list.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=427703
Аннотация. В представленной статье изложена оценка влияния художников-оформителей петербургского объединения «Мир искусств» и авангардистов на моду первой четверти ХХ века, а также прослежено включение общемировых и российских тенденций в образы героев «Русского балета». Будучи антрепризным театром, работавшим по большей мере в Европе, он всколыхнул общественность неординарностью и экзотичностью костюмов, элементы которых позже нашли отражение в модных коллекциях того времени под именем стиль «a la russe». «Русский балет С.П. Дягилева» стал проводником и транслятором модных течений для России и Европы. В связи с этим особое внимание уделено работам Льва Бакста, Александра Бенуа, Николая Рерих, Натальи Гончарова, Михаила Ларионов, Наума Габо. Через детальный разбор костюмных ансамблей балетных постановок «Русского балета С.П. Дягилева», автор смог оценить новшества, которые были привнесены в модную, хореографическую и сценическую сферу.
В процессе анализа творческой деятельности художников-оформителей балетов автором была выявлена и подчеркнута линия развития мира моды и искусства, характерная для начала ХХ столетия. Автор указывает на то, что по пути от мирискусников к авангардистам сценическое оформление менялось от контура и плоскости к цвету и объёму. Если художникам объединения «Мир искусств» был присущ интеллектуальный и рассудочный подход, то представители авангарда демонстрировали экспрессию, примитивизм и спонтанность. Автор акцентирует внимание на мощной динамике развития костюма, в том числе благодаря тому, что художники смогли наделить его свойствами отражать внутренний мир героя и существующую реальность, как сценическую, так и общемировую. Так переплелись театральный костюм и мода, достигнув вершины возможного взаимовлияния. Опыт развития смежных отраслей искусства представляется ценным для дальнейшей работы и творческих поисков дизайнеров, костюмеров, режиссеров.
Ключевые слова: мода; «Мир искусства»; авангард; сценический костюм; декоративность; эклектичность; стиль «a la russe»
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2587-8026 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.