Journal of Clothing Science
Journal of Clothing Science
           

2019, Vol. 4, No. 2. - go to content...

Permanent address of this page - https://kostumologiya.ru/en/06ivkl219.html

Метаданные этой статьи так же доступны на русском языке

Full article in PDF format (file size: 625 KB)


For citation:

Kolesnikova E.V., Budnikova O.V. (2019). A study of the ergonomic component of special-purpose clothing on the example of everyday complex of vestments of orthodox clergy. Journal of Clothing Science, [online] 2(4). Available at: https://kostumologiya.ru/PDF/06IVKL219.pdf (in Russian).


A study of the ergonomic component of special-purpose clothing on the example of everyday complex of vestments of orthodox clergy

Kolesnikova Elena Viktorovna
Southwest state university, Kursk, Russia
E-mail: elena-v-kolesnikova@yandex.ru

Budnikova Olga Vladimirovna
Southwest state university, Kursk, Russia
E-mail: budnikovakursk@yandex.ru

Abstract. The article touches upon the main problems of designing clothes for special purposes. The process of making clergymen’s attire, where there is a lack of scientifically grounded recommendations on the development of structures, sewing technology and symbolic decoration of vestments that meet both the format of Orthodox culture and modern requirements of ergonomics, becomes a difficult factor.

Vestments for priests as a kind of special clothes are operated using fire Church paraphernalia when serving in a closed room – a Temple, a church, a chapel (the open fire, burning candles, the melting incense, the smoldering coal, the lamp oil, the censer) and in front of large crowds. This can lead to the appearance of irreparable scorch marks, the appearance of stains from oil and wax on clothes. Depending on the properties of the materials used, these stains may be difficult to remove. In the process of worship, water is often used, the splashes of which, when hit on black vestments, leave stains, streaks, traces of salt, and thus the color of materials changes.

The quality of liturgical vestments, as well as any other type of clothing must meet the basic ergonomic requirements and provide comfort.

Peculiarities of the microclimate of clothing space are considered on the example of Russian cassock cut. The design of the cassock, which is a long humeral product of a semi-adjacent silhouette, with sleeves that have a recessed square armhole with padding and a stand-up collar, ensures optimal functioning.

Ergonomic rational design of the costume of the clergy, protecting the person, his physical body and psyche from the impact of adverse factors, increases efficiency, marks the status, emphasizes the social position in the socio-cultural space.

Keywords: special-purpose clothing; design-planning; cassock; comfort; ergonomic requirements; cut clothing; Orthodox culture

Download article in PDF format

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Dear readers! Comments on articles are accepted in Russian and English.
Comments are moderated and appear on the site after verification by the editor.
Comments not related to the subject of the article are not published.

Добавить комментарий

Журнал «Костюмология»
           

2019 №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/06ivkl219.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 625 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Колесникова Е.В., Будникова О.В. Исследование эргономической составляющей одежды специального назначения на примере повседневного комплекса облачений православного духовенства // Костюмология, 2019 №2, https://kostumologiya.ru/PDF/06IVKL219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.


Исследование эргономической составляющей одежды специального назначения на примере повседневного комплекса облачений православного духовенства

Колесникова Елена Викторовна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент кафедры «Стандартизации, метрологии, управления качеством, технологии и дизайна»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: elena-v-kolesnikova@yandex.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=347507

Будникова Ольга Владимировна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент кафедры «Стандартизации, метрологии, управления качеством, технологии и дизайна»
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: budnikovakursk@yandex.ru

Аннотация. В статье затрагиваются основные проблемы проектирования одежды специального назначения. Процесс изготовления одеяний священнослужителей, где нехватка научно обоснованных рекомендаций по разработке конструкций, технологии шитья и символьного декорирования облачений, удовлетворяющих одновременно формату православной культуры и современным требованиям эргономики, становится труднопреодолимым фактором.

Одеяния для священников как вид специальной одежды эксплуатируются с использованием пожароопасной церковной атрибутики при служении в закрытом помещении – храме, церкви, часовне (открытый огонь, зажжённые свечи, плавящийся ладан, тлеющий уголь, лампадное масло, кадило…) и при большом скоплении людей. Это может привести к появлению неустранимых опалов, появлению жирных пятен от масла и воска на одежде. В зависимости от свойств используемых материалов эти пятна могут быть не выводимы. В процессе богослужений часто используется вода, брызги которой при попадании на облачения чёрного цвета оставляют разводы, затёки, следы соли и тем самым изменяется окраска материалов.
Качество богослужебного облачения, как и любого другого вида одежды, должно отвечать основным эргономическим требованиям и обеспечивать комфортность.

Особенности формирования микроклимата пододёжного пространства рассматриваются на примере подрясника русского покроя. Конструкция подрясника, представляющего собой длинное плечевое изделие полуприлегающего силуэта, с рукавами, имеющими углублённую квадратную пройму с подманжетами и воротником-стойкой, обеспечивает оптимальное функционирование.

Эргономически рациональная конструкция костюма священнослужителей, предохраняя человека, его физическое тело и психику от воздействия неблагоприятных факторов, повышает работоспособность, маркирует статусность, подчёркивает социальную позицию в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: одежда специального назначения; дизайн-проектирование; подрясник; комфортность; эргономические требования; покрой одежды; Православная культура

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий