Журнал «Костюмология»
           

2024. — Т 9. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/02ivkl124.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 1.1 Мбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Бортникова, Н. В. Текстильные нагрудные аксессуары женского костюма: традиции и современность / Н. В. Бортникова // Костюмология. — 2024. — Т 9. — №1. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/02IVKL124.pdf (дата обращения: 08.12.2024).


Текстильные нагрудные аксессуары женского костюма: традиции и современность

Бортникова Наталья Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, Россия
Доцент кафедры «Компьютерных технологий и художественного проектирования»
Кандидат культурологии
E-mail: bortnicova.natasha@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению традиционных текстильных нагрудных элементов женского традиционного костюма удмуртов и башкир с целью возможности использования их локальных особенностей для последующего проектирования современных женских аксессуаров в этностиле. Нагрудник являлся съемным элементом костюма замужней женщины, закрывая разрез рубахи, сделанный для удобства вскармливания новорожденного ребенка. Поэтому нагрудники издревле несли функцию защиты и оберега. У удмуртов и башкир функционал нагрудника был одинаков, а размер, форма и декоративное убранство различались в зависимости от территориального расположения и социально-экономических условий. Нагрудники удмуртов «кабачи» и «муресазь» имели продолговатую прямоугольную форму, по технике исполнения «кабачи» богато вышивали, «муресазь» выполняли в технике аппликации. В отличие от удмуртских нагрудников, башкирские нагрудники «тушелдерек», «изеу» по своей форме были похожи на лопату или трапецию, выполнялись в технике аппликации, нашивки различных кусочков лент, серебряных монет, ракушек, коралл на материю. Примечательно, что у башкир со временем нагрудник стал оформляться и изготавливаться из более дорогих тканей, у удмуртов, наоборот, со временем нагрудник становиться более простым по технике исполнения и декору. Неизменным остается одно — это обилие красного цвета. У обоих народов он символизировал жизнь, плодородие, кровь, красоту. Именно это и было зашифровано в женских тканых нагрудниках удмуртов и башкир. Современная интерпретация традиционных нагрудников становиться ярким и стильным аксессуаром. Сохранение многовековой памяти народа и ее современное прочтение является важной и первоочередной задачей. Об этом можно судить по работам удмуртских и башкирских дизайнеров: Э. Ганиевой, А. Кирдякина, А. Кутловой, Г. Матвеевой, Л. Судневой, С. Хасановой, Л. Щиновой и многих других.

Ключевые слова: удмуртские нагрудники; муресазь; башкирские нагрудники; изеу; современные женские аксессуары; этностиль; традиционный костюм

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий