Журнал «Костюмология»
           

2024. — Т 9. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/10ivkl424.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 833.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Петушкова, Т. А. Фрактальная динамика моды: цикличность эволюционных процессов / Т. А. Петушкова, Г. И. Петушкова // Костюмология. — 2024. — Т 9. — №4. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/10IVKL424.pdf (дата обращения: 08.12.2024).


Фрактальная динамика моды: цикличность эволюционных процессов

Петушкова Татьяна Анатольевна
НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайн»
Кандидат искусствоведения, член Творческого Союза Художников России
E-mail: petuschkovata@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3900-1663
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1069890

Петушкова Галина Ивановна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Профессор кафедры «Дизайна костюма»
Доктор искусствоведения, профессор, член Союза дизайнеров Москвы
E-mail: galina-petushkova@mail.ru

Аннотация. В статье актуализируются вопросы трансдисциплинарного подхода к изучению костюмологических проблем в рамках культурно-исторического процесса развития общества ХХI века. Прослеживается методологическая основа вопросов эволюционного развития формы костюма в его структурно-морфологическом, семиотическом, футурологическом (прогностическом) аспекте при переходе к современному синергетическому мировосприятию в оценке модных процессов. Рассматривается циклическая динамика моды в исследованиях специалистов-дизайнеров, культурологов, социологов, философов, математиков, экономистов, сравниваются статистические модели разных периодов, которые показывают временные рамки исторической «пульсации» различных формообразующих элементов формы костюма ХIХ–ХХ вв., выявляется их связь с рядом чисел Фибоначи. Показано, что в культурологических исследованиях цикличность эволюционных процессов моды рассматривается в рамках фрактальной методологии, а термин «фрактал» понимается как один из «трансдисциплинарных концептов», который дает возможность построения общей объяснительной модели исторической динамики культуры в целом и моды в частности. Рассматривается возможность применения принципов бесконечности и процессуальности; самоподобия, итерационности и рекурсивности, влияние внутренних вариаций моды на систему формы (стохастические фракталы) или внешних ее модификаций (алеаторные фракталы). Фрактальный характер имеют механизмы передачи и воспроизводства культурные форм и смыслов; алгоритм их функционирования; правила смыслообразования, формообразования и самоорганизации. Показана роль золотого сечения в гармонизации циклических процессов моды как «волны временных резонансов», обеспечивающих генетические программы развития, как связующего звена самоподобных частей, как выражение порядка эволюционирующих и самоорганизующихся систем Природы, Космоса и Человека, что регулируется 11-кратной ритмикой солнечной активности, реализуемой в пределах 10–12 лет.

Ключевые слова: костюмология; эволюция; историческая динамика культуры и моды; цикличность; синергетические идеи; фракталы; трансдисциплинарность; процессы формообразования

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2587-8026 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий