2019. — Т 4. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/17ivkl219.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 327.5 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Василенко, Е. В. Особенности орнамента адыгского народного костюма, его применение в современном дизайне / Е. В. Василенко, П. Г. Василенко // Костюмология. — 2019. — Т 4. — №2. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/17IVKL219.pdf (дата обращения: 06.12.2024).
Особенности орнамента адыгского народного костюма, его применение в современном дизайне
Василенко Елена Владимировна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени
К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство»
E-mail: elenalopasova@mail.ru
Василенко Павел Геннадиевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени
К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Москва, Россия
Доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство»
E-mail: pashavasilenko@mail.ru
Аннотация. В статье описываются особенности национального костюма как части материальной культуры адыгского народа и в частности его орнамент – один из видов народного творчества, самобытность которого выражается в разнообразии художественного языка, в богатстве форм образного мышления, в органическом сплаве и творческой переработке всевозможных наслоений, которые явились результатом сложной истории народа. Народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Адыгский национальный орнамент до сих пор оставался мало изученным и в отечественной литературе практически не освещался. В языческой религии адыгов существовало ритуальное поклонение священным деревьям, что свидетельствует о древности растительных мотивов в орнаменте адыгов. Другой древний орнаментальный элемент – «бараньи рога» – тоже, видимо, происходит от существовавшего в древности культа барана. В орнаментике адыгского женского костюма отражалась социальная иерархия народа. Социальное неравенство в одежде проявлялось как в качестве используемых тканей и их цветовом решении, так и в богатстве вышивки и украшений на одежде. К семейной реликвии относились с особой бережностью и надевали лишь на свадьбы и по большим праздникам. В погребениях встречались и привозные наборы художественного литья со звериным орнаментом. Самобытность адыгского орнамента выражается, прежде всего, в разнообразии художественного языка, в богатстве форм образного мышления, в органическом сплаве и творческой переработке всевозможных наслоений, которые явились результатом сложной истории народа. В условиях современной глобализации важно сохранить тот пласт народной культуры, который в недалеком будущем позволит сберечь и, по возможности, воссоздать необходимый национальный образ.
Ключевые слова: адыгский национальный орнамент; женский костюм; самобытность; народное творчество; история и этнография; традиционность; элементы орнамента
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2587-8026 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.