2024. — Т 9. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/21ivkl124.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 1 Мбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Аблаева, У. О. К проблеме бытования кисетов в культуре крымских татар / У. О. Аблаева // Костюмология. — 2024. — Т 9. — №1. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/21IVKL124.pdf (дата обращения: 08.12.2024).
К проблеме бытования кисетов в культуре крымских татар
Аблаева Ульвие Османовна
ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», Симферополь, Россия
Доцент кафедры «Профессиональной педагогики, технологии и дизайна одежды»
Доцент
Кандидат исторических наук
E-mail: ulvie.ablaewa@yandex.ru
Аннотация. Целью настоящей статьи является введение в научный оборот и предварительная классификация одного из знаковых объектов материальной культуры крымских татар — кисетов.
Значительный объем впервые исследованного материала (около трехсот артефактов) обусловил необходимость кодификации национальных кисетов. В результате выявленной взаимосвязи между их размерами и формой они разделены на две основные группы. Первая — большие плоские, вторая — малые плоские и объемные кисеты. Вторая группа состоит из четырех подгрупп: фигурных кисетов шести видов, объемных цилиндрических кисетов и кисетов-трансформеров, особых вместилищ.
Большинство рассмотренных артефактов обладают художественной ценностью и являются подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства. В прошлом кисеты играли важную роль в свадебной обрядности, обладая символическим значением в культуре межличностных коммуникаций. Большой кисет, предназначенный лично жениху, вышивался будущей невестой в единственном экземпляре, а множество малых были частью подарочного фонда (для сватов, уважаемых гостей, победителям конных соревнований, помощникам и т. д.). Доминирующей орнаментальной композицией был сакральный мотив Мирового древа, преимущественным техническим приемом — вышивка золотными нитями по бархату, шелку.
Отдельные артефакты проанализированы по технике исполнения, использованию основного и дополнительного декоров, орнаментальным композициям, специфическим особенностям. Сравнительно-исторический анализ свидетельствует о высоком уровне исполнительского мастерства и многообразии форм крымскотатарских кисетов, исключительном богатстве дополнительного декора и значимости в свадебной обрядности. Сделаны выводы о многозначности термина; о полифункциональности и эволюции кисетов; описаны основные и дополнительные техники декоративного оформления, характерные для односторонних вышивок.
Ключевые слова: крымские татары; традиционная культура; свадебная обрядность; дар; кисет; золотная вышивка; орнаментальная композиция
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2587-8026 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.