2020. — Т 5. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://kostumologiya.ru/15ivkl120.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 397.5 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Нечаева, А. С. Методологические подходы к изучению орнамента в современном гуманитарном знании / А. С. Нечаева // Костюмология. — 2020. — Т 5. — №1. — URL: https://kostumologiya.ru/PDF/15IVKL120.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
Методологические подходы к изучению орнамента в современном гуманитарном знании
Нечаева Анна Сергеевна
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», Барнаул, Россия
Институт искусств и дизайна
Кафедра «Истории искусства, костюма и текстиля»
Старший преподаватель
Аспирант
E-mail: as_nechaeva@mail.ru
Аннотация. Орнамент является специфической знаковой системой, которая транслирует информацию о познавательном отношении человека к окружающему миру. Характерной особенностью орнамента является концентрированная семантическая специфическая форма выражения в тех случаях, когда передача смысла иными средствами не представляется возможной, что значительно осложняет исследование художественного образа. Одной из основных проблем в изучении орнамента является недостаточная разработанность теоретической базы исследования, что приводит к фрагментарным знаниям в этой области. Специфика орнаментального искусства является междисциплинарной проблемой гуманитарных наук. В исследовании предпринята попытка методологического обобщения и комплексного анализа научных подходов к изучению орнаментального искусства в современном гуманитарном знании. Работы ученых, освещавших проблему орнамента, классифицированы в относительно самостоятельные группы, что обусловило возможность проследить за развитием теоретической мысли на предмет исследования. Автором статьи проведена систематизация научных подходов и методов изучения орнамента в искусствоведении, культурологии, философии, истории, этнографии. Парадоксальность позиций современного научного гуманитарного знания в отношении типологических особенностей орнаментального искусства, первоосновы его образности и характера изобразительно-выразительных средств в значительной степени предопределена спецификой самого феномена, разнообразием его признаков и материального воплощения. Результаты предлагаемого исследования позволят углубить теоретическое осмысление специфики орнамента и разрешить существующие в данной области противоречия, а также послужат теоретической базой для последующей разработки методологических принципов его анализа и интерпретации. Они могут быть использованы в исследованиях проблемы орнамента в современном гуманитарном знании.
Ключевые слова: орнамент; методология; гуманитарные науки; искусствоведение; методологический подход; междисциплинарная взаимосвязь
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2587-8026 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.